Московский центр непрерывного математического образования создал перечень 500 лучших школ в России при содействии министерства образования и науки РФ, «Учительской газеты» и информационной поддержке РИА Новости.
Лидером списка Топ-25 и самым лучшим учебным заведением 2013 года стал Московский «Лицей № 1535» ГБОУ. На втором месте оказался специализированный учебно-научный центр (факультет) – школа-интернат им. А.Н Колмогорова МГУ им. М.В Ломоносова. Третье почетное место досталось Петербургскому ГБОУ «Физико-математическому лицею № 239».
В перечень 500 лучших школ вошли лучшие учебные заведения, отобранные по таким критериям как наличие наибольшего количества высших баллов при сдаче ЕГЭ и существование победителей и призеров последнего этапа Всероссийской школьной олимпиады 2013 года.
Топ-25 – это распределение лучших образовательных заведений согласно рейтингу. Все остальные вошедшие в список 500 не прикреплены к конкретным местам и не распределены по рейтингу.
Наибольше мест в перечне заняли школы Москвы, они получат от правительства столицы денежные вознаграждения, которые смогут потратить на свое усмотрение – кто на повышение квалификации преподавателей, кто на улучшение материально-технической базы учебного заведения. Второе место по количеству участников в списке достается Республике Татарстан – 19 школ, а третье Санкт-Петербургу – 18 школ.
Польза предоставленного списка очевидна – родители теперь смогут лучше сориентироваться среди множества учебных заведений и выбрать для своего ребенка оптимальный вариант соответственно его способностям. Так что можно сказать, что данные рейтинги в первую очередь нужны родителям, а также директорам для выявления слабых и сильных сторон находящихся под их руководством школ.
Но есть и обратная сторона медали – увидев рейтинг лучших учебных заведений, родители могут начать массово отказываться отдавать своих детей в школы, не вошедшие в этот список.
Также, по мнению министра образования и науки Пермского края Раисы Кассиной, такие перечни станут информационной основой при решении вопросов политики образования страны или отдельных регионов и базой данных при анализе системы образования.
Разные мнения сформировались по поводу критериев отбора при составлении перечня 500 лучших школ и Топ-25. Многие руководители учебных заведений, родители, преподаватели утверждают, что нельзя формировать такие списки, руководствуясь только результатами ЕГЭ и Всероссийской олимпиады. Эти критерии не помогут определить лицо учреждения и качество образования в нем – считают они.
Также была обсуждена нецелесообразность сравнивания лицеев и гимназий с сельскими школами, так как они имеют различные программы образования.